Рефоромы Петра
У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в
сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения
или изменение административно-территориального управления страной диктовалось
ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации
населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно
средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство
крепостей и Санкт-Петербурга.
С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция
снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году
при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет)
министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами.
Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года.
Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии
был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые
полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо
Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так
сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и
ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже
деньги суть артериею войны.»
Созданный Петром для текущего управления государством на
время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9
человек, превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное
учреждение, что было закреплено Указом 1722 года.
Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства,
наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были
переданы функции Разрядного и Посольского приказов.
Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании
и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если
один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось
недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий
Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.
Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов.
Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в
негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов
и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года
за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года
контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры
всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и
подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор
подчинялись напрямую государю.
Сенат как правительство мог принимать решения, но для их
исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах
была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой
система приказов с их расплывчатыми функциями была
заменена по шведскому образцу 12 коллегиями — предшественниками
будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой
коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на
принципе коллегиальности решений. Были введены:
Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
Военная коллегия — комплектование,
вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
Адмиралтейств-коллегия —
военно-морские дела, флот.
Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
Камер-коллегия — сбор доходов государства.
Штатс-контор-коллегия —
ведала расходами государства,
Ревизион-коллегия —
контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия — вопросы судоходства,
таможни и внешней торговли.
Берг-коллегия — горно-металлургическое
дело.
Мануфактур-коллегия — лёгкая
промышленность.
Юстиц-коллегия —
ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная
контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин,
духовные завещания, долговые обязательства).
Духовная коллегия —
управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).
В 1721 году
была образована Вотчинная коллегия — ведала дворянским
землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли
и крестьян, сыск беглых).
В 1720 годах
на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским
населением.
В 1721 году
учреждена Духовная коллегия или Синод —
рассматривались дела церкви.
С 28 февраля 1720 года
Генеральный регламент ввёл единую для всей
страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту
коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали Преображенский приказ (политический
сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и
Иностранных дел.
На правах коллегий находились два учреждения: Синод и
Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная
и уездная администрация.
Областная реформа
В 1708—1715 годах
была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах
и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году
страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и
административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии
Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более
трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.
Губернаторы также ведали расположенными на территории
губернии войсками. В 1710 году
появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536
дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь
значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их
содержание.
В 1719—1720 годах
была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться
на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались
только военные и судебные дела.
В результате реформ государственного управления закончилось
оформление абсолютной монархии, а также бюрократической
системы, на которую опирался император.
контроля была доведена до уровня города.[1][2]
Реформы армии и флота
При вступлении на царство Пётр получил в распоряжение
постоянное стрелецкое войско, склонное к анархии и мятежам, не способное
сражаться с западными армиями. Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех
юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью
иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота
стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов.
Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году
произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу,
заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29
пехотных полков и два драгунских. В 1705 году
каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого
числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию,
осуществлялся из рекрутов.
Если поначалу среди офицеров были преимущественно
иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской,
инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия. В 1715 году
в Петербурге была открыта Морская академия. В 1716 году
был издан Воинский Устав, строго определявший
службу, права и обязанности военных.
В результате преобразований была создана сильная регулярная
армия и мощный военно-морской флот, которого ранее у России просто не было. К
концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210
тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74
тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск. Флот состоял из 48
линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30
тыс.[3]
Церковная реформа
Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им
реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от
государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В
1700 году,
после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно
поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или
«Экзарха».
Для управления имуществом патриаршего и архиерейских домов,
а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795
тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И.
А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над
монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских
землевладений.
В 1701
вышла серия указов для реформирования управления церковно-монастырскими
владениями и устройства монашеского быта. Наиболее важными были указы 24 и 31
января 1701 г.
В 1721 году
Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого
было поручено псковскому епископу, приближённому царя малороссу Феофану Прокоповичу. В результате произошла
коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью
подчинившая его государству.
В России было упразднено патриаршество и учреждена
Духовная коллегия, вскоре переименованная в Святейший Синод, который был признан восточными
патриархами равночестным патриарху. Все члены Синода назначались Императором и
приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность.
Военное время стимулировало изъятие ценностей из
монастырских хранилищ. Пётр не пошёл на полную секуляризацию церковно-монастырских владений,
которая была осуществлена значительно позже, в начале царствования Екатерины II.
Финансовая реформа
Азовские походы, а затем и Северная война 1700—1721
годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены
финансовые реформы.
На первом этапе всё сводилось к поиску новых источников
средств. К традиционным таможенным и кабацким поборам добавлялись сборы и
выгоды от монополизации продажи
отдельных товаров (соли, алкоголя, дёгтя, щетины и т. д.), косвенных
налогов (банные, рыбные, конские налоги, налог на дубовые гробы
и т. д.), обязательное использование гербовой бумаги, чеканка монет
меньшего веса (порча).
В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в
результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она
отныне стала равняться не ½ деньги, а 2 деньгам, а слово это впервые появилось
на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной
денежной единицей, приравненной к 68 граммам чистого серебра и использовавшейся
в качестве эталона при обменных операциях. Важнейшей мерой в ходе финансовой
реформы стало введение подушной подати вместо существовавшего до этого
подворного обложения. В 1710
году была проведена «подворная» перепись, показавшая уменьшение количества
дворов. Одной из причин такого уменьшения было то, что с целью уменьшения
налогов несколько дворов обносили одним плетнем, и делали одни ворота (это
считалось при переписи одним двором). В силу указанных недостатков было принято
решение о переходе к подушной подати. В 1718—1724
годах была проведена повторная перепись населения параллельно с ревизией
населения (пересмотром переписи), начавшейся в 1722
году. По этой ревизии лиц податного состояния оказалось 5 967 313 человек.
На основе полученных данных правительство разделило на
численность населения количество денег, необходимых для содержания армии и
флота.
В результате был определён размер подушной подати:
крепостные помещиков платили государству 74 копейки, государственные
крестьяне — 1 рубль 14 копеек (так как не платили оброк), городское
население — 1 рубль 20 копеек. Облагались податью только мужчины,
независимо от возраста. Дворянство, духовенство, а также солдаты и казаки от
подушной подати освобождались. Душа была счётной — между ревизиями умершие
не исключались из податных списков, новорождённые не включались, в результате
налоговая нагрузка распределялась неравномерно.
В результате податной реформы был значительно увеличен
размер казны за счёт распространения налогового бремени не только на
крестьянство, но и на их помещиков. Если в 1710
году доходы простирались до 3 134 000 руб.; то в 1725
году их было 10 186 707 руб. (по иностранным сведениям — до 7 859 833
руб.).
Финансовая реформа была нужна для увеличения сборов на
военные нужды и для того, чтобы заставить русских людей поскорее воспринимать
западные обычаи. При Петре было введено множество налогов: на бани (на западе в
то время вообще не мылись!), бороды (на западе брились), мельницы, погреба,
пчёл, раскольников, извозчиков и пр. Сбор налогов вёлся строго и казна при
Петре постоянно пополнялась.
|